четверг, 26 октября 2023 г.

 

Тема. Управление в области использования и охраны земель

 

1. Понятие и виды управления в сфере использования и охраны     земель.

2.  Система органов государственного управления  в сфере использования и охраны   земель.

3. Функции государственного управления в сфере использования и охраны

    земель.

 

1. Понятие и виды  управления в сфере использования и охраны земель

 

Центральным институтом земельного права является управление в

области охраны и использования земель.

Под управлением понимается деятельность, направленная на руководство чем-либо (кем-либо), на упорядочивающее воздействие в отношении тех или иных организованных систем, на поведение участников совместной деятельности с целью обеспечения их организованного взаимодействия.

В теории права управление понимается в широком и узком смыслах слова. В широком смысле – управление охватывает деятельность всех органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и.т. д. В узком смысле слова – управление это деятельность органов исполнительной власти. В отличие от законодательной и судебной ветвей власти она непосредственно воздействует на процессы, происходящие в экономической, социальной и административно-политической сферах жизни общества. Этому способствует то, что именно в ведении соответствующих органов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, службы внутренней и внешней безопасности, объекты государственной собственности и т.п. Вместе с тем именно в процессе реализации исполнительной власти обеспечиваются права и обязанности физических и юридических лиц, осуществляется регулирование работы различных объектов негосударственного сектора и государственный контроль (надзор) за деятельностью в управляемой сфере общественных отношений.

Целью управления земельными ресурсами является решение проблем рационального использования и охраны земель путем организованной, целенаправленной деятельности субъекта управления.

Что касается определения управления в области охраны и использования земель, то существуют разные точки зрения по данному вопросу.

По мнению Р.К. Гусева, управление земельными ресурсами представляет собой урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих органов (структур), должностных лиц, призванную обеспечить рациональное использование и охрану земель (земельных ресурсов).

О.И. Крассов понимает под управлением в сфере использования и охраны земель подзаконную исполнительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану.

          И.А. Иконицкая под государственным управлением земельными ресурсами понимает организующую деятельность государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества).

Под управлением в сфере охраны и использования земель понимается совокупность осуществляемых органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за соблюдением и исполнением требований земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих управление в сфере использования и охраны земель, можно выделить:

 

1.      Государственное управление земельным фондом представляет собой организующую деятельность по обеспечению рационального использования и охраны земель на основе проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с экономическими мерами.

Цель государственного управления: обеспечение соблюдения земельного законодательства путём проведения государственного контроля за использованием и охраной земель, путём привлечения виновных к ответственности.

 

Государственное управление подразделяется на общее и отраслевое.

 

В зависимости от характера участия в управленческой деятельности можно выделить:

 

1.     Общее управление в сфере использования и охраны земель. Имеет территориальный характер, то есть распространяется на всех правообладателей земельных участков в пределах территории РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

 

2.     Специальное управление в сфере использования и охраны земель осуществляется специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению функций управления использованием и охраной земель.

 

3.     Ведомственное управление. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти, как правило, в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, и распространяется на подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

Общее государственное управление осуществляется органами внутренней компетенции и распространяется на все земли независимо от их категории.

 

Отраслевое государственное управление осуществляется министерствами и ведомствами и строится по принципу подведомственности предприятий (министерство с/х – земли с/х назначения и т.п.).

 

2.     Муниципальное управление осуществляется органами местного самоуправления в пределах территории муниципального образования в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.  Муниципальная форма управления позволяет избавиться от существовавшей ранее излишней централизации при решении управленческих проблем организации землепользования, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельных хозяйств.

Государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе поскольку, во-первых, и то и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. 
Участие органов местного самоуправления в общей системе управления земельным фондом не меняет его государственного характера, т.к. деятельность этих органов осуществляется в пределах, установленных государством при сохранении общих целей и задач этого мероприятия.

3.     Общественное управление.

              Наиболее важными формами взаимодействия власти и общества в процессе управления земельными отношениями являются участие общественности в принятии решений органами власти, контроль за исполнением таких решений, участие в общественных слушаниях, осуществление общественного земельного контроля и общественной экологической экспертизы.

Субъектами общественного земельного управления - граждане и их объединения. Особыми субъектами общественного земельного управления являются правозащитные организации, и прежде всего это касается должностных лиц или объединений, созданных на основании закона. Таковыми являются Общественная палата Российской Федерации ,общественные палаты субъектов Российской Федерации ,а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные в субъектах Российской Федерации .Данные органы являются как бы посредниками между властью и обществом. Создавая такие институты, власть подтверждает свою заинтересованность в конструктивном и даже в какой-то мере в профессиональном сотрудничестве с обществом, т.к. такие организации более эффективно и продуманно могут донести до власти идеи, проблемы и потребности общества.

Также на заседаниях Общественной палаты активно проходят обсуждение законопроекты, затрагивающие земельные права граждан России, представители Общественной палаты России принимают участие в заседаниях, организованных органами государственной власти, где обсуждаются проблемы, сложившиеся в отрасли, и пути их решения, в т.ч. совершенствованием законодательного регулирования.

Уполномоченные по правам человека представляют доклады о состоянии окружающей среды в России или в их регионе, а также о реализации экологических прав граждан России, где также обозначены проблемы, связанные с использованием и охраной земель в России .Данные доклады, конечно, не являются нормативными или правоприменительными актами и не имеют обязательной силы для органов власти. Они лишь еще раз привлекают внимание к одной из существенных проблем современной жизни - проблеме экологического неблагополучия России.

 

2. Система органов государственного управления в сфере охраны и использования земель

 

Государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.

Особенность управления использованием и охраной земель органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной земель, относятся:

 

• Федеральное Собрание РФ;

 

• Президент России;

 

• Правительство России;

 

• органы государственной власти субъектов РФ;

 

• органы местного самоуправления.

 

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

 

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

 

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

 

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

 

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

 

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

 

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

 

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

 

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

 

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(ред. от 29.07.2017).

 

Полномочия субъектов Российской Федерации определяются ст. 10 ЗК РФ. К ним относятся: резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

 

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из ст. 11ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается тенденция усиления роли исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 15.07.2022) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

к основным (межотраслевым) органам управления земельными ресурсами специальной компетенции относятся:

 

Росреестр, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

·       по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

·       по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества,

·       землеустройства,

·       государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса,

·       по государственной кадастровой оценке,

·       осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

  Руководство деятельностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет Правительство Российской Федерации    на основании постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 (ред. от 28.12.2020 г.) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастре и картографии».

В полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входят:

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

государственный кадастровый учет недвижимого имущества;

ведение государственного реестра кадастровых инженеров, а также реестра государственных регистраторов прав;

кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы;

федеральный государственный надзор в области землеустройства;

государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

государственный земельный надзор;

определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости;

создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и др.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432,

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. является уполномоченным органом исполнительной власти в области приватизации и наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.

Министерство сельского хозяйства РФ (Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, поддержку экспорта продукции агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401  «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет функцию экологической экспертизы.

Федеральная служба надзора в сфере природопользования согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400   «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), действующая на основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322   «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327  «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения)", функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

 

Система органов исполнительной власти в области использования и охраны земель сформирована Указом Президента РД от 27.02.2022 № 19  «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан»  

 

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;

Министерство промышленности и торговли РД;

Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан;

Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан

 

 

 

3. Функции государственного управления в сфере

 

использования и охраны земель

 

        Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций.

Функции управления — особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

  Функциями государственного управления в сфере использования и охраны земель являются:

 

- государственный земельный надзор;

- мониторинг земель.

- землеустройство;

- резервирование земель;

- изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд;

- перевод земель из одной категории в другую;

- государственный кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на земельные участки и сделок с ними;

- территориальное планирование использования земель;

- плата за землю, оценка земель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий