пятница, 23 февраля 2018 г.

 Дополнительный материал по теме "Экологические права граждан"


 

Статья для изучения:
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

С.А. САЙБУЛАЕВА

Сайбулаева Саида Ахмедовна, доцент кафедры "Правовое обеспечение управления" Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.

Целью статьи является рассмотрение актуального вопроса о способах и возможностях, предоставленных федеральным законодательством по защите экологических прав граждан Конституционным Судом РФ. В процессе данного исследования проанализированы многочисленные нормативно-правовые акты, международные договоры Российской Федерации и научная литература. Рассмотрены способы защиты экологических прав граждан Конституционным Судом РФ, а также проанализированы решения данного Суда с 2012 по 2017 г. Полученные данные позволили оценить количество обращений в федеральный орган конституционного контроля по вопросу защиты непосредственно экологических прав граждан. Результатом исследования является вывод о необходимости рассматривать экологические права как часть социальных либо социально-экономических прав граждан. Деятельность Конституционного Суда РФ в указанной сфере представляется необходимым элементом повышения как правовой культуры общества в целом, так и значимости интереса общества в сохранении благоприятной окружающей среды.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, решения Конституционного Суда РФ, экологические права граждан, социальные права, социально-экономические права, право на благоприятную окружающую среду.

SEPARATE ISSUES OF PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS BY THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.A. Saybulaeva

Saybulaeva Saida A., Assistant Professor of the Department of Legal Support of Management of the Dagestan State University, Candidate of Legal Sciences.

The purpose of this article is to consider the actual question of ways and the opportunities provided by Federal legislation for the protection of environmental rights of citizens the Constitutional Court of the Russian Federation. In the course of this study analyzed numerous normative legal acts, international treaties of the Russian Federation and scientific work. The considered methods of protection of environmental rights of citizens the Constitutional Court of the Russian Federation and analyzed the decisions of this Court from 2012 to 2017. The data obtained allowed to estimate the number of appeals to the Federal body of the constitutional control for the protection of environmental rights of citizens. The result of this research is the conclusion about the necessity to consider environmental law as part of social or socio-economic rights of citizens. The activities of the Constitutional Court of the Russian Federation in the specified sphere is a necessary element to increase the legal culture of society as a whole and the importance of the public interest in maintaining the environment.

Key words: The Constitutional Court of the Russian Federation, decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, environmental rights, social rights, socio-economic rights, right to a healthy environment.

До середины XX в. влияние общества и промышленности на экологию было отражено слабо. Уровень развития промышленного производства, техники и науки не оказывал серьезного влияния на окружающую среду и природные источники, не позволял реализовывать крупномасштабные проекты по преобразованию экосистемы, а следовательно, и отсутствовала потребность в регулировании на государственном уровне подобных вопросов. Право находиться в экологически чистой среде, дышать чистым воздухом и потреблять экологически чистые продукты воспринималось обществом как естественное право. Однако в последние десятилетия ситуация приобрела тенденцию негативного развития, так как антропогенное воздействие общественного и промышленного влияния на окружающую среду достигло масштаба, при котором подрывается естественная основа существования самого человека. Жизнеобеспечительные функции окружающей среды оказались под угрозой уничтожения. Помимо этого, повышение уровня глобализации обосновало наличие определенной стадии социального и исторического развития общества, при которой пришло понимание необходимости безопасной экосистемы, а идея формирования экологических прав граждан и возможности их защиты приобрела статус жизненно важной. Осознание обществом и государством социальной ценности благоприятной окружающей среды предопределило необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере реализации естественных прав граждан на жизнь в безопасной экосистеме путем создания ряда законодательных норм, закрепивших экологические права и способы их юридической защиты.
В настоящее время интересы общества и государства по сохранению безопасной окружающей среды, необходимой для благоприятной жизни и развития граждан, получили свою реализацию в мировом масштабе и во многих отраслях российского законодательства, в том числе так или иначе начинает формироваться практика их юридической защиты.
Правовая система России включает множество законодательных актов, направленных на защиту безопасной окружающей среды. Так, на международном уровне к данным актам относятся: Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.); Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.); Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и ряд других. Кроме того, Россия заключила двусторонние договоры в сфере экологии с такими странами, как США, Франция, Германия, Швеция, Финляндия и т.д. Заключены также природоохранные соглашения о сотрудничестве с КНР, Индией, Республикой Корея и Испанией, а также рядом стран СНГ. Россия участвует в более чем 70 многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды <1>.
--------------------------------
<1> Крассов О.И. Экологическое право. 3-е изд., пересмотр. М., 2014. С. 124.

В настоящее время Министерством природы РФ проводится комплекс мероприятий по выполнению соответствующих поручений Президента России, направленных на гармонизацию российского законодательства с требованиями Конвенции ООН "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (Эспо Конвенция) и Конвенции ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхусская конвенция), для дальнейшего присоединения к указанным Конвенциям <2>.
--------------------------------
<2> Заключение Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации по результатам доклада "О деятельности Минприроды России по присоединению к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Орхусская конвенция) N 68/18-3 от 13 мая 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=143609.

В Российской Федерации экологические права граждан закреплены на высшем законодательном уровне (ст. 9, 36, 42, 58 Конституции РФ) и развиты в текущем законодательстве (ст. 3, 11 - 13, 32, 35, 68, 79, 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 19 - 25 Федерального закона "Об экологической экспертизе", ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 7 Градостроительного кодекса РФ и др.).
Таким образом, на основе действующего законодательства сложился определенный круг экологических прав граждан, основной характеристикой которых является сохранение качества окружающей природной среды и ее объектов, обеспечение и гарантия благоприятной и безопасной экосистемы для полноценного развития человека и общества. Однако, несмотря на провозглашение и закрепление экологических прав граждан на высшем законодательном уровне и многократную их конкретизацию и развитие в текущем законодательстве, данные права, как, пожалуй, никакие другие естественные права, имеют низкий коэффициент реализованности. Вследствие чего особо актуальным представляется вопрос соблюдения, охраны и защиты экологических прав граждан, и именно наличие механизмов и процедур защиты данных прав - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью.
Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие экологические права граждан, а важнейшим элементом механизма защиты экологических прав является Конституционный Суд РФ. Деятельность федерального органа конституционного контроля в сфере защиты экологических прав граждан в наиболее полной мере отражают следующие аспекты.
Во-первых, проверка Конституционным Судом РФ соответствия Конституции России не вступивших в силу международных договоров. Данная деятельность Конституционного Суда РФ представляется особенно актуальной, так как наблюдается устойчивая тенденция по взаимодействию государств в сфере сохранения благоприятной окружающей среды, что влечет за собой заключение многочисленных международных договоров <3>.
--------------------------------
<3> Высторобец Е.А., Долгих Р.И. Двусторонние природоохранные соглашения России: Хрестоматия по интерэкоправу с научным докладом и комментарием / Предисл. И.З. Фархутдинова, вступ. ремарки М.И. Васильевой. Уфа: МИРмпОС, Центр интерэкоправа ЕврАзНИИПП, 2012. С. 397.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ при реализации своих полномочий по запросу круга лиц, установленных федеральным законодательством, разрешает дела о соответствии конституционной норме, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду, российских законов и иных нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но и все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней. Статья 125 Основного Закона определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. К ним относятся: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституции республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации и не вступившие в силу международные договоры России. В вопросе защиты экологических прав граждан проверка конституционности нормативного акта субъекта Федерации особенно актуальна, так как подобная проверка допускается, в частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и законодательное регулирование в этой сфере отнесены именно к предметам совместного ведения.
В-третьих, Конституцией России предусмотрена также возможность проверки конституционности законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в федеральный орган конституционного контроля и впредь до принятия постановления Конституционного Суда РФ производство по делу или исполнение вынесенного судом решения приостанавливается. Порядок и пределы проверки актов Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса, аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод.
В-четвертых, защита экологических прав граждан Конституционным Судом РФ связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В частности, правом на обращение в федеральный орган конституционного контроля с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают: граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле; объединения граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и иные лица и органы, указанные в федеральном законе. Жалоба на нарушение законом экологических прав граждан допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Основному Закону либо о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке. Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционности законодательных актов с точки зрения их соответствия экологическим правам <4>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<4> Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2009. 830 с.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные способы защиты экологических прав граждан Конституционным Судом РФ, предоставленные российским законодательством, на практике подобного рода обращения встречаются не столь часто.
В научной литературе высказывалось мнение, что данная "неактивность" граждан в сфере защиты экологических прав связана с отсутствием организаций, специализирующихся на защите подобного рода прав. Также высказывались предположения, что в данных условиях ситуацию смогли бы изменить специализированные юридические фирмы, которые в последние годы стали появляться в России <5>. Однако, несмотря на наличие таких организаций, как Институт эколого-правовых проблем "Экоюрис" (Москва), общественная организация "Экозащита" (Калининград) и др., анализ решений Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что защита экологических прав граждан на практике осуществляется сквозь призму защиты иных конституционных, социальных и социально-экономических прав.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
<5> Там же.

Так, с 2012 по 2016 г. Конституционным Судом РФ было принято три определения, из которых два - по вопросу социальной защиты и выплате компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и одно определение с разъяснениями некоторых аспектов ранее принятого им Постановления по делу о проверке конституционности ст. 4, 5 и п. 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Также в этот период были приняты 14 постановлений, из которых семь постановлений по вопросам социальной защиты и выплате компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и шесть иных постановлений так или иначе затрагивают вопросы защиты экологических прав граждан сквозь призму иных социально-экономических прав. За указанный период имелось только одно Постановление, непосредственно рассматривающее вопросы нарушения экологических прав граждан, от 5 марта 2013 г. N 5-П, где Конституционный Суд дал оценку конституционности ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" <6>.
--------------------------------
<6> Решения Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.

Таким образом, анализ решений Конституционного Суда РФ свидетельствует об отсутствии активности граждан в сфере защиты непосредственно экологических прав. Так или иначе подавляющее большинство обращений имеют своей целью защиту социальных либо социально-экономических прав. Социальные права и свободы, как более объемный правовой комплекс прав граждан, не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как труд, отдых, здоровье, материнство, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. В то же время в условиях современного общества экологические интересы невозможно обеспечить в отрыве от экономических и потому, что те и другие едины по своей социальной направленности, так как призваны обеспечить качество жизни человека. На наш взгляд, несмотря на многочисленные упоминания в научной литературе такого понятия, как "экологические права граждан", более целесообразно и обоснованно представляется рассмотрение экологических прав как составной части социальных либо социально-экономических прав граждан.
Уровень правосознания современного общества, трудности современного переходного периода и экологический нигилизм, имеющий глубокие исторические и нравственные корни, предопределяют отношение к экологической проблематике как со стороны государственных институтов, так и со стороны самого населения и общества в целом. Вместе с тем общественное правосознание все же развивается в направлении понимания важности экологических прав, и, на наш взгляд, важнейшими условиями формирования в обществе уважительного отношения к экологическим правам являются мировоззренческие, экономические и политические факторы, способствующие повышению уровня экологического правосознания в обществе. При этом наличие федерального органа конституционного контроля, осуществляющего реальную и результативную деятельность по защите экологических и иных социально-экономических прав граждан, является необходимым условием как для повышения правовой культуры общества в целом, так и для повышения значимости интереса общества в сохранении и восстановлении благоприятной окружающей среды. Только при наличии правовой среды, гарантирующей естественные права граждан, и реально действующего механизма их защиты можно говорить о возможности и существовании правового государства и полноценного развитого гражданского общества.

Литература

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк.
1. Бринчук М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. М., 2009. 830 с.
2. Высторобец Е.А. Двусторонние природоохранные соглашения России: Хрестоматия по интерэкоправу с научным докладом и комментарием / Е.А. Высторобец, Р.И. Долгих; предисл. И.З. Фархутдинова, вступ. ремарки М.И. Васильевой. Уфа: МИРмпОС, Центр интерэкоправа ЕврАзНИИПП, 2012. 391 с.

3. Крассов О.И. Экологическое право / О.И. Крассов. 3-е изд., пересмотр. М., 2014. 624 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий