пятница, 23 февраля 2018 г.





Видеоматериал

Защита экологических прав граждан. Конференция НКО "Беллона"

https://yandex.ru/video/search?filmId=13577124220167109404&text=видео%20%20защита%20экологических%20прав&reqid=1514999432589827-1671899744594435251188925-man1-3587-V


Видеоматериал

Экологические организации мира
https://yandex.ru/video/search?filmId=5200047577060494381&text=%20%20видео%20деятельность%20экологических%20организаций&reqid=1514999306794611-1795372885830846768183632-man1-2960-V

 По мнению М.М. Бринчука, под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.       По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, кᴏᴛᴏᴩые в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие со ст. 15 Конституции РФ  являются составной частью правовой системы России. К международным документам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных ϲʙᴏбод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, к основным (конституционным) правам относят  право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).  Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права  относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Стоит заметить, что они будут правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.
К категории иных экологических прав человека ᴏᴛʜᴏϲᴙтся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. 
 Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»  в статье 11 закрепляет следующие экологические права граждан:
1.  право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
 2. право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области ООС;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации, должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ОС в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам ООС и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов ООС;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся ООС, негативного воздействия на ОС, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Нормы, определяющие содержание эколого-правового статуса человека, содержатся также в природресурсном законодательстве.
В ст. 40 Земельного кодекса РФ закреплены права собственников земельных участков на их использование:
1. Собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
2. Собственник земельного участка имеет право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.
В п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" закреплены права граждан в области охраны атмосферного воздуха на:
- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
- участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них предложений об улучшении его качества.
В пп. 2 и 3 ст. 29 того же Закона закреплены права граждан и общественных объединений на предъявление исков о возмещении причиненного загрязнением атмосферного воздуха вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Иные экологические нормы, характеризующие статус человека, закреплены и в других законах. Так, в ст. 7 Федерального закона "О защите прав потребителей" установлено право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья и окружающей среды.
 Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
  разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Права и обязанности человека и гражданина неразрывно связаны между собой. Экологические обязанности представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения субъектов экологических правоотношений.
К  обязанностям относится надлежащее исполнение природоохранных требований, в том числе по обеспечению экологически значимых решений, выполнению трудовых обязанностей, связанных с ООС. Такие обязанности можно разделить на три группы:
1) основные (конституционные) обязанности человека - сохранять природу и ОС, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции);
2) экологические обязанности граждан как общих природопользователей (п. 3 ст. 11 Закона об ООС):
- сохранять природу и ОС;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства;
3) обязанности граждан по отношению к пользованию отдельными природными ресурсами.
 В отношении лиц, выполняющих определенные виды деятельности,  предусмотрены дополнительные права и обязанности. Так, специальные экологические обязанности установлены:
- для руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на ОС- иметь подготовку в области ООС и экологической безопасности (п. 1 ст. 73 Закона об ООС);
- для собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред ОС, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 Земельного кодекса РФ);
- для членов отдельных объединений, - например, в течение трех лет освоить земельный участок (п. 2.7 ст. 19 Федерального закона от 15 марта 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
- для граждан и юридических лиц, использующих водные объекты для сельского хозяйства и лесного хозяйства, принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 1 ст. 138 Водного кодекса РФ);
- для лесопользователей при осуществлении лесопользования - вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса РФ);
- для архитектора и юридического лица, имеющих лицензии, при осуществлении архитектурной деятельности- соблюдать градостроительные нормативы, строительные, а так же экологические нормы и правила (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в ред. 2001 г.);
- для иных лиц, чья деятельность требует специальной регламентации, проистекающей из ее характера.

 Гарантии и способы защиты экологических прав.
 Гарантии экологических прав человека - это система государственных и общественных (в том числе международных) организационно-правовых мер, обеспечивающих реализацию законных прав человека в процессе взаимодействия его с природой.
 Конституция РФ предусматривает систему юридических гарантий экологических прав граждан. К системе таких гарантий относятся следующие процедуры:
-   судебная защита прав и свобод;
-   право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
-   право на получение квалифицированной юридической помощи;
-   право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
-   право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Наличие таких процедур защиты  прав  граждан  является  необходимым условием реализации  декларированных  Конституцией РФ экологических прав.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. 
Существуют две формы защиты экологических прав:  административно-правовой порядок защиты экологических прав и судебная защита экологических прав.
К средствам административно-правового порядка защиты экологических прав относятся:
-   административный контроль в рамках исполнительной власти, в том числе президентский контроль и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
-   прокурорский надзор;
-   контроль представительными органами власти;
- организация приема и рассмотрения жалоб в исполнительные органы власти;
-   судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти в рамках административной юстиции.

 Судебную защиту экологических прав осуществляют: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые суды; Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ; Европейский суд по правам человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий